Подростковые девиации – причины, формы, профилактика девиантного поведения

Подростковые девиации – причины, формы, профилактика девиантного поведения Подростковые девиации — причины, формы. Фото лицензировано! LICENSE CERTIFICATE: Envato Elements License Code: 9P8GK6MHNS

В современном мире проблема девиантного поведения стоит особенно остро. Нежелательную реакцию у молодежи вызывают разные факторы: экономическое неравенство, массовая глобализация, ограниченный или, напротив, свободный доступ к нерецензированной информации, демократическое развитие, интеграционные мероприятия.

Юные бунтари выступают против несправедливости, установленной или навязанной моральными принципами, сформированными окружением или СМИ. Часто этот протест принимает опасные формы, вредные для всего общества.

Что такое поведение в общем смысле

Поведение – это все реакции живых существ по отношению к окружающей среде, в которой они находятся.

Исследования, проведенные этологами, психологами и социологами, приходят к выводу, что на поведение живого существа влияет все, что происходит в окружающей среде. Поведение соответствует условиям, переживаемым в определенном времени и пространстве.

В психологии разница наблюдается между поведением и рефлексом, поскольку, хотя все живые существа имеют определенный тип поведения, они не обязательно подразумевают когнитивный процесс. Поведение может быть связано, например, с органической деятельностью.

Поведенческие исследования учитывают наблюдаемые и незаметные реакции, поскольку между двумя ситуациями можно увидеть существенные различия, обусловленные тем, что на поведение влияет ряд органических и психологических аспектов, а также элементы культуры, социальные, семейные и школьные. Таким образом, живые существа имеют разные типы поведения, хорошее или плохое, в зависимости от того, где они находятся и воспринимают они это или нет.

Например, дети ведут себя по-разному в школе и дома. Это связано со стимулами действовать. Также и взрослые люди ведут себя по-разному, например, дома, на работе и в гостях. Это поведение не является когнитивным. Люди имеют разное поведение в личных пространствах и общественных местах, где за ними наблюдают и даже критикуют.

Поведение следует понимать в целом, оценивая биологические факторы и влияющие внешние факторы.

Что такое девиантное поведение и отклонения поведения?

Девиантное поведение – это устойчивое поведение, отличающееся от нормы, обычаев, правил и традиций. Часто имеют дело с такими людьми социальные работники и врачи. Чаще всего это бездомные, наркоманы, алкоголики. Негативное девиантное поведение связано с применением формальных и неформальных санкций –  изоляции, лечения, исправления, наказания. Индивидуальные девиации изучаются психологами

Отклонение от поведения – это действия и поведение людей, отличающееся от большинства норм, принятых в обществе. Но что такое социальные нормы? Как правило, они возникают в ходе исторического развития общества, создавая границы дозволенного.

Абсолютно идеального общества не бывает: часто обходятся каноны, не выполняются поставленные задачи. Но поведение нарушителей не всегда агрессивное или деструктивное, а причины их поступков – скрытность, лень, жадность и другие черты характера. Вред себе и окружающим в таких случаях незначителен.

Еще один пример отклонения от общепринятых норм поведения – извращенное поведение. Примеры из жизни показывают, что оно самым негативным образом сказывается не только на умственном и физическом развитии человека, но и на его социализации. И что особо опасно – от этого может пострадать другой человек.

В основе аномального поведения лежат:

  • Эгоистичные цели. Деятельность, направленная на получение материальной выгоды: воровство, грабеж, спекуляция, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия против личности: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивное отношение к жизни. Отказ от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения классифицируются в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, законы), мотивации (эгоистичная, агрессивная, пессимистическая), масштаба (индивидуум, группа людей, организация).

Разнообразие девиантного поведения

Можно выделить две большие группы поведенческих отклонений. Они принципиально отличаются целым рядом диаметрально противоположных мотивационных элементов.

  • Психические расстройства – наличие у подростков врожденной или приобретенной патологии. Поведенческие отклонения чаще всего наблюдаются у людей с шизофренией, слабостью, глупостью, умственной отсталостью и другими нарушениями сознания. В эту группу могут также входить люди, находящиеся в состоянии стресса, когда некоторые отклонения в поведении находятся на грани нормы и патологии. Эти люди часто не проходят необходимого лечения, поскольку могут жить полной жизнью, не находя у себя психических расстройств.
  • Антисоциальное поведение. Негативные действия совершают абсолютно вменяемые люди. Их бунт имеет множество разных причин: от скуки и праздности до попытки перевернуть все устои общества из-за несправедливого распределения в нем богатства. Если преступления, совершенные этими людьми, не приносят большого вреда обществу, за нарушения на них налагаются штрафные санкции в соответствии с нормами трудового и административного права. В компании, учреждении или офисе людям грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если преступление является уголовным преступлением, к виновным применяются более суровые наказания.

Дивиантное поведениеДивиантное поведение. Фото лицензировано LICENSE CERTIFICATE: Envato Elements Item

Акцентуация личности

Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Она определяет поведение и поступки человека, накладывает отпечаток на все сферы его жизни: отношение к себе, к окружающим, к миру. Эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних, переходящих во взрослую жизнь. У подростков ярко проявляется определенная черта характера, часто отрицательная, что приводит к проблемам в общении с окружающими.

Например, он может открыто грубить учителям и родителям, не выполнять домашнее задание, игнорировать просьбы взрослых о помощи. Причин такого поведения может быть несколько: общеобразовательная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние подросткового возраста. Если добавить к этому неприятности личного характера или пережитый стресс из-за проблем в семье, можно получить большое число извращенцев, готовых отомстить всем и за все.

Бывает, что детский протест неактивен, выражается в пассивной форме. Эта поведенческая реакция приводит к депрессии, которую тщательно маскируют от взрослых. Она может развиваться из-за воображаемых физических недостатков, которые дети приписывают себе в подростковом возрасте.

Кроме того, подростки иногда неразумно берут на себя ответственность за важные или трагические события: например, испытывают чувство вины после потери любимого человека, смерти животного или считают себя виновным в тяжелой болезни лучшего друга.

Причины девиантного поведения

Существует несколько теорий девиативного поведения. Первая – биологическая. Ее автор – К. Ломброзо. Долгое время ученый работал тюремным врачом, в результате чего им было выявлено множество биологических и наследственных факторов. Он также указал, что окружающая среда также влияет на формирование поведения, но ключевая роль принадлежит генетике. 

Другой ученый, Эмиль Дюркгейм, разработал социологическую теорию девиантного поведения. Он изучал самоубийства (это тоже можно считать отклонением от нормы) и определил понятие аномии – ситуация в обществе, при которой старые нормы разрушаются, а новые еще не сформированы. 

По его мнению Дюркгейма, нормы – стандарты, уместные для всего общества, а девиативное поведение – это то, что не принимается большинством людей. Аналогичную теорию вывел Т. Селлин. Он писал, что девиантное поведение – результат столкновения двух культур. 

Психологи, в свою очередь, выдвинули несколько теорий. Так, Фрейд отмечал, что в дивиантное поведение связано с подавлением агрессивной сущности человека. Фриц Риман, напротив, писал о том, что речь идет только о страхе. Поэтому девиативное поведение возникает как защита.

Социологи называют три основных источника публичного подросткового поведения, выходящего за рамки общепринятых норм.

Социальное неравенство Морально-этический фактор Окружающая среда, общество
С этим феноменом сталкивается ребенок, еще учась в начальной школе: одноклассники одеты лучше, чем он сам, имеют больше карманных денег и так далее. Ребенок чувствует себя слабым. Он не может полностью развить свои способности и таланты из-за отсутствия материальных благ: даже самореализация иногда бывает затруднительной, когда нет денег, на которые можно купить книги, атласы, энциклопедии. Подросток зол на весь мир, но больше всего – на своих родителей, даже если они стараются изо всех сил. Он не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями. Он выражается в низком духовном развитии общества, равнодушии к науке и искусству. Ребенок наблюдает за упадком нравственности среди людей: потребительским отношением к жизни, вседозволенностью, жестокостью, массовым алкоголизмом, половой распущенностью.

Некоторые люди благосклонно относятся к девиантам, жалеют их, обвиняя во всем образование и жизнь в неблагополучных семьях, забывая при этом, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Многие люди выросли во враждебной среде, но благодаря целеустремленности и силе воли сумели достичь определенных высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Для девиантного поведения характерны полное отсутствие у подростков сильных черт и апатия ко всему, что их окружает. Они выбирают в жизни легкий, но опасный путь, который дает ложное забвение в виде алкоголя и наркотиков или воображаемое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Типология девиации

Типология поведения, несовместимого с принятыми в обществе нормами, нашла отражение в трудах американского социолога Роберта Крола Мертона, известного своими исследованиями по этой проблеме. Его типология основана на определении девиации как разрыва между одобряемыми обществом целями и методами их достижения. Ученый выделил 4 типа девиации.

  • Инновации. Люди признают социально одобряемые цели, но отрицают законные способы их достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие ученые).
  • Ритуализм. Социальные цели игнорируются, но принимаются традиционные, одобряемые обществом пути их достижения (бюрократ).
  • Ретритизм – бегство от реальности. Выражается в отказе от социально одобренных целей и всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  • Бунт. Отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционер).

Алкоголизм и наркомания в молодежной среде

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем другие.

Алкоголизм – чрезмерное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, угрожающее их физическому и психическому здоровью, патологическое пристрастие вызывает привыкание. Причин тому множество: генетическая предрасположенность, врожденный синдром, индивидуальные особенности личности, неблагоприятная среда, любопытство. Также подростки употребляют алкоголь из-за низкого уровня развития, отсутствия значимости в коллективе, незащищенности. 

Чтобы уберечь ребенка от пагубного воздействия алкоголя, необходимо найти ему увлекательное занятие, а также хороших знакомых, показывающих примры самоутверждения другими методами. Общество приняло правовые меры по предотвращению алкоголизма среди молодых: запрет на продажу алкоголя лицам младше 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Более того, приучение детей к употреблению алкоголя является преступлением, которое карается административным и уголовным законодательством.

Наркомания – еще одно отклонение от нормы поведения. Оно означает систематическое употребление опьяняющих веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток попадает в зависимость от таблеток, порошков и инъекций из-за пренебрежительного отношения к нему общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние выражают себя или удовлетворяют свое любопытство. Наркоманы нередко встают на преступный путь, чтобы незаконно добыть деньги на покупку зелья. Такие дети должны пройти лечение в специализированных учреждениях.

Проституция и гомосексуализм в молодежной среде

Предоставление сексуальных услуг за деньги или бесплатно, к сожалению, не является чем-то необычным в подростковой среде. Основная причина этого – желание заработать деньги, улучшить собственное материальное положение, если родители не в состоянии удовлетворить все прихоти ребенка, стремящегося к продиктованной модой и продвигаемой СМИ «красивой жизни». К этому можно добавить низкий уровень подростковой культуры и ее социальную распущенность, проблемы в семье и равнодушие взрослых. 

Проституция становится своего рода спасением от трудностей и невзгод. С целью снижения уровня детской проституции до минимума рекомендуется разработать специальные программы по половому воспитанию, выравниванию социального неравенства, повышению культуры населения.

Что касается гомосексуализма, то в большинстве случаев это врожденная предрасположенность. Признавая, что он не такой, как другие, подросток впадает в депрессию, начинает употреблять большое количество наркотиков и алкоголя, страдает неврозами и психическими расстройствами. Такие изменения требуют квалифицированной помощи специалиста.

Самоубийства и преступления в молодежной среде

Намерение совершить самоубийство или попытка запугать других таким образом – ярко выраженное девиантное поведение. В зоне риска – молодые люди 16-19 лет: в это время в жизни обычно происходит разочарование из-за неудачной первой любви, невозможно найти работу или продолжить учебу. 

Социальный статус, конфликты с обществом и напряженность также являются сильными стимулами для самоубийства. Для людей с суицидальными наклонностями организованы службы психологической поддержки и телефоны доверия. Большое значение имеет профилактическая работа: нужно воспитывать ребенка оптимистом, демонстрировать ему, что жизнь прекрасна, а черные полосы вносят в нее только разнообразие и терпкий вкус.

Нападение – форма антиобщественного поведения, направленная против граждан, общества и образа жизни. Мотивы у подростков разные: начиная от простого скандала и заканчивая неоправданной агрессией. Чтобы обезопасить подрастающее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки по актуальным вопросам. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушение закона – это преступление, что причинение вреда другим людям является недопустимым и наказывается.

Помощь трудным подросткам

Как помочь подросткам выбраться из юношеской антиобщественной бездны, в которую они погрузились?

  1. Во-первых, поможет специальная госпрограмма. Аномальное поведение детей нужно контролировать, это задача специалистов. В этом плане большое значение имеет открытие реабилитационных центров, где работают опытные специалисты, способные вылечить подростков с зависимостью, направить их энергию в мирное русло, на решение продуктивных задач.
  2. Во-вторых, в каждом городе должны работать неоценимые телефонные линии доверия, а также горячие линии, где предлагают помощь семейные психологи национального и регионального уровня.
  3. В-третьих, изучение экологической адаптации подростков нельзя прекращать ни на день. Аномальное поведение требует постоянного контроля, который должен осуществляться на основе полного взаимодействия с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, милицией, представителями опеки. В случае необходимости детей с девиантным поведением органы опеки забирают из семьи, если причиной отклонения в их поведении является именно влияние родителей.

Профилактика девиантного поведения

Для профилактики девиантного поведения разработаны следующие меры:

  • Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции предназначены для обучения молодежи и формирования у подростков устойчивого отвращения к наркотикам и алкоголю.
  • Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет на рекламу табака и алкоголя.
  • Организация интересного и познавательного досуга молодежи. Работа с детьми с девиантным поведением требует разработки развлекательного сценария, соответствующего современным тенденциям.
  • Забота о материальном благополучии детей.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, религии, уровня образования и других факторов. Основная задача – наладить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы ученик обратится за помощью к своей матери или отцу, а не к сомнительному другу.

Чтобы избежать проблем в будущем, родители должны с раннего детства правильно воспитывать ребенка и уделять ему максимум внимания: дарить ему любовь и нежность, не ругаться в его присутствии, разговаривать с ребенком на разные темы, делиться своими чувствами и переживаниями, прислушиваться к его мнению. Дружеские семейные отношения – гарантия того, что родители никогда не столкнуться с девиантным поведением сына или дочери.


Источник

Оцените статью
Medreality